Обзоры по обращениям

Аналитическая справка

о результатах работы с обращениями граждан, представителей организаций

и организации работы по личному приему в УФССП России по Псковской области за 2018 год

 

 

Работа с обращениями граждан в УФССП России по Псковской области (далее – Управление) в 2018 году осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Методическими рекомендациями по организации личного приема граждан в Федеральной службе судебных приставов от 13.07.2010 № 06-2, с внесенными изменениями от 25.04.2016 № 0006/5.

В 2018 году поступило 633 обращения граждан и представителей организаций (далее – обращения), что на 13% меньше, чем за аналогичный период 2017 года – 727. Из них: в аппарате Управления рассмотрено 52 обращения (АППГ – 124), в отделах судебных приставов581 (АППГ – 603).

Из центрального аппарата ФССП России, органов прокуратуры и других органов государственной власти поступило для рассмотрения 110 обращений (АППГ — 230) и составило 17% от общего количества обращений поступивших в Управление, в их числе:

- из Администрации Президента Российской Федерации – 25 (АППГ – 66);

- из Аппарата Правительства Российской Федерации – 0 (АППГ – 1);

- из Аппарата уполномоченного в Российской Федерации по правам человека — 0 (АППГ — 1);

- из Минюста России — 0 (АППГ — 1);

- из ЦА ФССП России — 4 (АППГ — 2);

- из аппарата управления терраториального органа ФССП России — 11 (АППГ — 1);

- из органов прокуратуры — 64 (АППГ — 152);

- из других органов государственной власти – 6 (АППГ – 6).

В 2018 году в Управление поступили обращения следующих категорий:

- взыскание алиментов – 34 (АППГ – 77);

- по взысканию денежных средств – 276 (АППГ – 337);

- по трудовым спорам – 0 (АППГ– 2);

- по жилищным спорам – 1 (АППГ– 2);

- по другим вопросам – 267 (АППГ – 280);

- по временному ограничению на пользование специальным правом — 5 (АППГ - 1)

- по взысканию денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях — 49 (АППГ — 27);

На особый контроль поставлено 5 обращений (АППГ – 20).

 

 

Обращения по алиментным обязательствам

 

Поступление обращений данной категории незначительно уменьшилось и составило 34 обращения (5%) от общего количества поступивших обращений в 2018 году (АППГ – 77, или 10%). Поступление подобных обращений отчасти обусловлено рядом объективных причин. В частности, отсутствие или сокрытие доходов и имущества должников, на которое может быть обращено взыскание, ряда случайных заработков, неофициально оформленных трудовых соглашений, а также обращения с просьбой о проверке бухгалтерий по правильности удержания алиментов по месту работы должника. В целях сокращения количества обращений граждан, а также в целях своевременного уведомления взыскателей о совершенных исполнительных действий в рамках исполнительных производств о взыскании алиментных платежей, судебные приставы-исполнители ежеквартально направляют в адрес взыскателей постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам с краткой информацией о совершенных исполнительных действиях.

Анализ вышеуказанных обращений позволяет сделать вывод о том, что к наиболее распространенным нарушениям при исполнении данной категории исполнительных производств относятся: недостаточное применение в отношении должника мер принудительного исполнения, в том числе штрафных санкций; несвоевременное предупреждение должника о необходимости погашения задолженности и об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, несвоевременный расчет задолженности.

Взыскатели проинформированы о возможности направления запросов, ходатайств и обращений путем использования электронного сервиса «Личный кабинет стороны исполнительного производства» и интернет-приемной, размещенных на официальном сайте УФССП России по Псковской области.

Судебными приставами-исполнителями принимаются все возможные меры принудительного исполнения документов, связанные с алиментными взысканиями. Направляются извещения – предупреждения должников. При установлении места работы – направляется постановление о производстве удержаний из заработка должника. Оформляется принудительный привод, накладываются аресты на имущество.

Обращения по взысканию денежных средств

 

В отчетном периоде поступление обращений по вопросам взыскания денежных средств уменьшилось на 18% и составило 276 обращений (АППГ– 337).

Причинами поступления данных обращений являются допущенные нарушения положений 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неполучение денежных средств длительное время. Однако следует отметить, что основными причинами возникновения обращений данной категории остаются отсутствие имущества и доходов у должников либо их сокрытие; обстоятельства, связанные с отсутствием должника по месту проживания, и сложность установления местонахождения должников и их имущества.

Следует отметить, что данные обращения в основном содержат вопросы о ходе исполнительного производства и просьбы о проверке полноты комплекса мер, принятых судебными приставами-исполнителями.

Причинами сокращения поступления данной категории обращений послужили проведенные начальниками отделов – старшими судебными приставами мероприятия: судебные приставы-исполнители поддерживают контакт с юристами организаций-взыскателей, при этом регулярно информируют их о принимаемых по исполнительным производствам мерах, ежеквартально проводят мониторинг исполнительных производств, стороной по которым являются кредитные организации и иные юридические лица, предъявившие значительное количество исполнительных документов, по результатам мониторинга принимаются меры, в том числе в рамках взаимодействия.

 

Обращения по взысканию денежных средств, находящихся на счетах

в кредитных организациях

 

В 2018 года увеличилось поступление обращений данной категории на 45% и составило 49 обращений (8%) от общего количества обращений (АППГ – 27, или 4%).

В результате проведенного анализа установлено, что причинами поступления обращений данной категории являются неправомерные действия судебных приставов - исполнителей, которые вынесли постановления об обращения взыскания на денежные средства, на счет которого поступают детские пособия и компенсация оплаты коммунальных услуг. В ходе совершения исполнительных действий, а именно по запросам судебных приставов-исполнителей в кредитные организации, информация о наличии счетов у должников предоставляется без указания назначения платежа. По итогам рассмотрения обращений, постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, отменены и взысканные денежные средства заявителям возвращены.

Обращения данной категории также содержали вопросы предоставления информации причин вынесения судебными приставами-исполнителями постановлений об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах.

 

Обращения по жилищным спорам

 

В отчетном периоде поступило 1 обращение данной категории (АППГ – 1). Это обращение по вопросу предоставления жилья Администрацией г. Пскова гр-ки Ивановой М.А., оставшийся без попечения родителей.

В результате рассмотрения было установлено, что в УФССП России по Псковской области исполнительные производства в отношении Администрации г. Пскова о предоставлении жилья гр-ки Ивановой М.А. не поступали, жалоба была признана необоснованной.

 

Количество повторных обращений уменьшилось на 18%и составило 5% от общего количества, или 31 обращение (АППГ – 89, или 12%).

Причиной поступление повторных обращений является то, что зачастую не истек 30-дневный срок рассмотрения предыдущего обращения.

В отчетном периоде уменьшилось поступление обоснованных обращений 4 (0,6%), АППГ – 9 (1,2%).

Из 4 обоснованных обращений 4 поступили по вопросу взыскания денежных средств, одно из них признано повторно обоснованным.

Причинами поступления обоснованных обращений являются:

- ненадлежащее исполнение судебными приставами- исполнителями судебных решений;

- ненадлежащая проверка и рассмотрение первичных обращений.

- недостатки в организации работы начальников отделов — старших судебных приставов, следствием чего является подача жалоб на деятельность структурных подразделений вышестоящим должностным лицам и в суд.

По результатам рассмотрения обоснованных обращений руководителем Управления снижен размер премии по итогам работы за I квартал 2018 года начальнику отдела - старшему судебному приставу и двум судебным приставам-исполнителям.

 

Организация личного приема граждан

 

В УФССП России по Псковской области работа по организации личного приема граждан ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Методическими рекомендациями по организации личного приема граждан в Федеральной службе судебных приставов от 13.07.2010 № 06-2, с внесенными изменениями от 25.04.2016 № 0006/5.

В отчетном периоде руководством Управления и начальниками территориальных отделов судебных приставов Псковской области осуществлено личных приемов граждан и представителей организаций – 354 (АППГ – 442), из них:

- руководством Управления — 35 (АППГ — 79)

- начальниками территориальных отделов судебных приставов Псковской области – 319 (АППГ – 363).

В ходе осуществления личного приема руководством Управления, начальниками отделов судебных приставов письменных обращений от граждан и представителей юридических организаций не поступало.

 

Организация выездных приемов граждан и представителей организаций

 

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Псковской области обеспечено ежемесячное осуществление выездных приемов граждан руководящим составом Управления в отделах судебных приставов области, в том числе в нерабочее время, согласно разработанному на каждое полугодие текущего года графику, утверждаемому приказом руководителя УФССП России по Псковской области.

В целях повышения эффективности результатов разрешения вопросов, возникающих у населения, доведения до населения информации юридического содержания, оказания бесплатной квалифицированной правовой помощи населению, обеспечения открытости работы органов государственной власти в отчетном периоде руководителем Управления, заместителями руководителя Управления осуществлено 17 выездных приемов граждан (АППГ 16).

- руководителем Управления – 4 (АППГ – 5);

- заместителями руководителя Управления – 13 (АППГ – 11).

В ходе осуществления выездных приемов письменных обращений не поступало.

В соответствии с графиком выездных приемов граждан о каждом предстоящем приеме публикуются объявления в средствах массовой информации (газеты), в которых сообщается о месте, дате и времени предстоящего приема граждан. В каждом полугодии на интернет-сайте Управления размещается график выездных приемов, осуществляемых руководством Управления.

 

Осуществление личного приема в приемной Президента

Российской Федерации

 

В 2018 году руководителем Управления осуществлено 7 личных приема в приемной Президента Российской Федерации, один из них осуществлен по поручению Президента Российской Федерации.

На каждое обращение гражданам даны исчерпывающие ответы. Результаты рассмотрения направлены Главному федеральному инспектору в Псковской области, руководителю приемной Президента Российской Федерации в Псковской области.

 

Работа с электронными обращениями, поступающими посредством

Единого портала государственных и муниципальных услуг, электронной почты и интернет-сайта УФССП России по Псковской области

 

Все поступающие в Управление обращения граждан данной категории регистрируются, передаются на исполнение в соответствии с законодательством и на основании резолюций руководителя Управления и его заместителей.

В отчетном периоде количество обращений, поступивших через интернет-сайт Управления, увеличилось на 41% и составило 5191 обращение (АППГ – 2698), из них:

- посредством интернет-приемной — 2116 (АППГ — 1371);

- через Личный кабинет стороны ИП — 2509 (АППГ — 1068);

- через ЕПГУ — 566 ( АППГ — 259).

Зарегистрировано и учтено в порядке Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - 53 (1% от общего количества).

Обращения указанной категории являются заявлениями о предоставлении справочной информации (куда направить исполнительный документ, на какой электронный адрес отдела судебных приставов направить запрос, выражение благодарности и т. д.), а также о предоставлении взыскателям справок о задолженности по алиментным платежам, заявления должников о прекращении в отношении них исполнительных производств в связи с оплатой штрафа, заявления взыскателей о предоставлении информации о ходе исполнительного производства и т.д.

Все обращения рассмотрены, заявителям своевременно направлены мотивированные ответы.

 

Меры по совершенствованию работы с обращениями граждан

 

Управлением ФССП России по Псковской области гражданам предоставлена информация о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц на информационном стенде «Информация о порядке рассмотрения обращений граждан», размещенном в холле Управления, а также в территориальных отделах судебных приставов по Псковской области.

Сведения, о возможности получения консультаций по данному вопросу, публикуются в средствах массовой информации при размещении объявления, информирующих граждан о предстоящих выездных приемах, осуществляемых руководством Управления в отделах судебных приставов.

Дополнительно, в ходе проведения личных приемов должностными лицами Управления гражданам разъясняется порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

В рамках Единого дня приема граждан член Общественного совета - Уполномоченный по правам человека в Псковской области осуществлял прием граждан совместно с руководителем Управления — главным судебным приставом Псковской области.

В рамках Единого дня юридической помощи член Общественного совета Бухаров С.С. совместно со специалистом ОПДО и РОГ УФССП России по Псковской области, представителями общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» принимал участие в бесплатной юридической помощи.

Аппаратом Управления и отделами судебных приставов в отчетном периоде были организованы совместные приемы граждан с представителями территориальных и федеральных органов исполнительной власти, таких как ГИБДД по Псковской области, ОУФМС по г. Пскову, МИФНС по Псковской области, ГУ УПФР по Псковской области, а также с Уполномоченным по правам человека в Псковской области.

Информация о преимуществах получения государственных услуг в электронной форме через ЕПГУ и Личный кабинет стороны ИП, с указанием перечня государственных услуг, доступных для получения в электронной форме, а также схема регистрации и подтверждения личности при регистрации на ЕПГУ размещена на стендах, а также на информационных панелях, находящихся в местах приема граждан в УФССП России по Псковской области, отделах судебных приставов и на стендах в ГБУ Псковской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Псковской области».

Ежеквартально проводится анализ качества предоставления государственных услугв УФССП России по Псковской области, сведения об организации предоставления государственных услуг направляются в ЦА ФССП России.

Ежемесячно проводятся мероприятия по обучению начальников отделов — старших судебных приставов и работников территориальных подразделений по работе обращениями граждан: регистрации, оформлению учету и своевременному направлению ответов заявителям, а также организации и осуществлению личного приема граждан.

В Управлении и отделах судебных приставов также осуществляется контроль за соблюдением классификации обращений граждан, административных жалоб и ходатайств в соответствии с методическими рекомендациями ЦА ФССП России.

Также необходимо отметить, что в 2018 году Управлением сoздана единая зона для компактного размещения дежурных судебных приставов-исполнителей и делопроизводителей на базе ОСП Псковского района, ОСП г. Пскова № 1, ОСП г. Пскова № 2 с целью приема граждан.

В результате создания единой зоны упрощена система приема исполнительных документов, ходатайств, заявлений и обращений, предъявляемых гражданами в ОСП, предъявление документов по принципу «одного окна», обеспечена доступность дежурных судебных приставов для граждан.

 

В отчетном периоде в отдел государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны поступило 9 обращений граждан, из них 8 обращений поступило для рассмотрения в части возможных признаков преступлений и коррупционных составляющих из отдела правового и документационного обеспечения и работы с обращениями граждан. При проведении проверок, по поступившим обращениям, коррупционных составляющих и признаков преступлений не выявлено. По линии кадрового обеспечение поступило 1 обращение. Ответ заявителю был направлен в установленные законом сроки.

 

Во исполнение письма ФССП России от 03.07.2018 № 00173/18/73830-ИС «О предоставлении информации в соответствии с п. 1.2 Плана работы Федеральной службы судебных приставов на второе полугодие 2018, утвержденного директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации Д.В. Аристовым 09.06.2018 ФССП России о необходимости проведения анализа работы с обращениями граждан, представителями организаций и личного приема за 2018 год, по результатам которого подготовить доклад в Минюст России о состоянии работы на данном направлении деятельности и принятых мерах, способствующих сокращения количества обращений по вопросам деятельности ФССП России.

Анализ практики рассмотрения обращений, поступивших в УФССП России по Псковской области (далее — Управление) от граждан и представителей организации за 12 месяцев 2018 года показал, что общее количество обращений касающихся деятельности по возврату просроченной задолженности находящихся на рассмотрении в отчетном периоде (с учетом переходящего остатка с 2017 года 1 шт.) от граждан и и организаций составило 38, из которых рассмотрено по существу 18, 13 отозваны в отчетном периоде, 4 на конец отчетного периода не рассмотрено, 3 перенаправлено для рассмотрения по существу в иные органы. Из них 12 по вопросам деятельности лиц, осуществляющих функции по взысканию просроченной задолженности, включенных в государственный реестр, 20 по вопросам деятельности лиц, осуществляющих функции по взысканию просроченной задолженности, не включенных в государственный реестр.

Обращения касались нарушений как в отношении должников, так и лиц, не имеющих просроченных обязательств.

Основной причиной обращений граждан является получение текстовых, голосовых и иных сообщений об имеющейся у них задолженности, а также неуведомление должников о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия.

Применения кредиторами и лицами, действующими от их имени, действий, связанных в том числе с угрозой применения физической силы, угрозой убийством или причинения вреда здоровью; угрозой уничтожения или повреждения имущества; оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц; введением должника в заблуждение относительно передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда. Нарушения определяющего частоту взаимодействия посредством телефонных переговоров.

От кредиторов (банки, МФО и др.), юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, заявления по вопросу реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ) и смежных правовых актов не поступали и не рассматривались.

Основные причины поступления обращений о нарушении прав действиями, направленными на возврат просроченной задолженности:

нарушения прав граждан в результате деятельности неустановленных лиц, фактически осуществляющих взаимодействие с должниками в интересах микрофинансовых организаций с использованием высказывания угроз в телефонных звонках и текстовых сообщениях, звонки на работу и пр. нарушения);

- недостаточная правовая грамотность населения, вследствие чего любые действия по взысканию просроченной задолженности квалифицируются как нарушающие права гражданина и вторжение в его линую жизнь;

- нежелание граждан реализовывать право на обращение, предусмотренное ст. 10 Федерального Закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ;

- некачественное проведение процессуальных проверок со стороны органов полиции, в результате которых выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела без проведения мероприятий по установлению лиц, нарушавших права заявителей, установления их истинных мотивов и целей;

- ошибочное понимание гражданами задач, возложенных на ФССП России по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включённых в государственный реестр. Большинство заявителей полагают, что сам по себе факт направления обращения в ФССП России будет служить законным основанием для прекращения взаимодействия с ними по вопросу возврата просроченной задолженности;

- отсутствие должного уровня работы по контролю (надзору) за деятельностью микрофинансовых организаций со стороны Центрального Банка России и его территориальных органов в части соблюдения действующего законодательства подконтрольными субъектами.

Среди проблемных вопросов можно отметить следующие.

При работе с обращениями граждан должностные лица Управления столкнулись с нежеланием заявителей либо отсутствием у них возможности в рамках проверок предоставлять информацию и документы. Порядок рассмотрения обращений граждан по вопросу нарушения прав действиями по возврату просроченной задолженности в ФССП России регулируется положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В рамках проверок по обращениям указанной категории, должностные лица ФССП России наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП Российской Федерации. В тоже время, Управление и его должностные лица не наделены полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, что не позволяет истребовать у данных субъектов необходимые сведения (информацию), а также применить по отношению к ним положения ст. 19.7 КоАП Российской Федерации за непредставление информации.

Административные расследования в отчетном периоде не проводились.

По результатам рассмотрения обращений в отношении кредитора составлен 1 протокол по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, который направлен в Мещанский районный суд г. Москвы. Сведения о рассмотрении протокола в Управление на 15.01.2019 не поступали. В суд направлен соответствующий запрос о предоставлении информации

Определённые трудности создаёт существенная территориальная удалённость подназорных субъектов. Почтовый путь для запроса и получения информации и документов, необходимых для принятия решения по обращениям, занимает значительное время (месяц и более).

Имеет место проблема отсутствия нормативного регулирования обязанности органов Центрального банка Российской Федерации в предоставлении информации (определении её объёма) должностным лицам ФССП России, осуществляющим надзор в сфере возврата просроченной задолженности.

На личный прием граждане, по вопросам нарушения положений Федерального закона № 230-ФЗ, не обращались.

В порядке 144-145 УПК РФ для проведения проверок материалы по обращениям граждан в органы МВД не направлялись.

Акты прокуроского реагирования по вопросам нарушения положений Федерального закона № 230-ФЗ, не поступали.

Законность действий должностных лиц органов ФССП России по Псковской области не обжаловалась.

Работа по профилактике нарушений обязательных требований проводится на регулярной основе. Так, при рассмотрении поступивших обращений Управлением в адрес должников, кредиторов (новых кредиторов), а также юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, направляются информационные письма, содержащие разъяснение положений Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ и предостережение о недопустимости их нарушения.

 

 

 

Отдел правового, документационного

обеспечения и работы с обращениями граждан

УФССП России по Псковской области

 

 

 

Время создания/изменения документа: 28 июня 2013 16:07 / 18 марта 2019 16:46

Версия для печати