Отчет о деятельности Управления за 2018 год

Отчет о деятельности Управления за 2018 год

 

В соответствии с действующим законодательством на судебных приставов возложены следующие основные задачи:

- принудительное исполнения актов судебных и иных органов

- обеспечение установленного порядка деятельности судов

- осуществление дознания по уголовным делам

 

Приоритетной целью в сфере исполнительного производства являлось обеспечение эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Всего в 2018 году на принудительном исполнении находилось
около 400 тысяч исполнительных документов (АППГ — 392 тыс.). Из них 50% - акты судебных органов и 50% - акты специально уполномоченных органов.

По итогам 2018 года окончено 183 тыс. ИП, из них 62% фактическим исполнением.

Сумма денежных средств, взысканная судебными приставами в 2018 году
с должников, увеличилась на 38% и составила около 2,5 млрд. рублей (АППГ — более 1,7 млрд рублей).

В доход местного бюджета перечислено 622 млн. руб., что на 58 млн. больше относительно прошлого года.

Отмечается положительная динамика по взысканию денежных средств
в консолидированный бюджет Российской Федерации. В 2018 году перечислено более 815 млн. руб., что на 14% или 103 млн. руб. больше, чем
в 2017 году. Пополнение федерального и местного бюджета остается одной из приоритетных задач и в 2019 году.

В 2018 год особое внимание уделялось активизации мер, применяемых
к должникам и их имуществу по ИП. В отчетном периоде меры по ИП применялись около 1 миллиона раз. За последние три года их количество увеличилось в 4 раза.

Благодаря развитию электронного МВВ, большая часть мер по ИП применяется в электронном виде. 360 тысяч раз, что больше на 40%, использовалась такая мера, как арест и списание денежных средств должника, находящихся
на счетах в кредитных учреждениях.

Более 111 тыс. раз движимое и недвижимое имущество должников попадало под запрет.

Ограничение права выезда за пределы РФ жителям региона устанавливалось более 33 тыс. раз, что на 11 % больше , чем за 2017 год.

Благодаряприменению данной меры взыскателям перечислено около
13 млн. рублей.

Дополнительное взыскание в виде исполнительского сбора за несвоевременную оплату задолженности по ИП и нарушения срока, установленного для добровольного исполнения требований ИД, налагалось на должников 17 тыс. раз. В результате около 51 млн. руб. было перечислено в федеральный бюджет, что больше на 9 млн., чем в прошлом году.

Ограничение права управления транспортным средством устанавливалось должникам 1500 раз. Должники оплатили задолженности в размере 94млн. руб.
В течение 2018 года сотрудниками ГИБДД на дорогах области выявлялись лица
с ограничениями, в результате 15 должников лишены водительского удостоверения, 19 должникам определено наказание в виде обязательных работ.

Более 108 тыс. раз обращалось взыскание на доходы должников
(АППГ - 96 тыс.), что больше на 12,5%.

Развитие информационных технологий, организация МЭВ, а также совершенствование АИС ФССП России предоставляет судебным приставам широкие возможности по отработке исполнительных производств в электронном виде. Количество специальных фильтров увеличилось настолько, что судебный приставстал тратить больше времени на их мониторинг, чем на отработку ИП,
в связи с чем Управлением в конце 2018 года разработана система мониторинга
и контроля (СМК). С ее помощью в режиме «онлайн» возможно проанализировать состояние ИП находящихся на исполнении.

В целях принятия исчерпывающего перечня мер по исполнительным производствам в 2018 году особое внимание уделялось организации работы судебных приставов по месту жительства, регистрации должников
и местонахождению их имущества.

Продолжиласьпрактикапроведения рейдовых мероприятий как по всей области, так и по отдельным ее районам. С конца 2017 года опыт Псковского Управления по организации и проведению масштабных и централизованных рейдовых мероприятий с участием групп принудительного исполнения был внедрен на территории всей Российской Федерации.

Полностью была пересмотрена организация работы судебных приставовпо месту жительства, регистрации должников и местонахождению их имущества. Была изменена методика и тактика проведения выходов СПИ на участок к должникам, тщательно изучена география должников, выстроена логистика выходов. В итоге каждый судебный пристав получил «дорожную карту» с рационально выстроенным маршрутом.

Системная работа в данном направлении позволила увеличить общее количество выходов по исполнительным производствам в 3 раза. Выходом обеспечено 198 тыс. исполнительных производств, или каждое второе. Для сравнения по Российской Федерации — только каждое 19 исполнительное производство обеспечено выходом.

По интенсивности работы с должниками по месту жительства, регистрации и местонахождению их имущества Псковская область находится на 1-м месте в России среди территориальных органов Службы .

По результатам выходов имущество должников подвергалосьаресту около
6 тыс. раз, что на 32% больше прошлого года. Это рекордное количество арестов для нашего региона. Взыскателям перечислено 122 млн рублей, что больше на
45% АППГ. В счет погашения задолженности передано имущество на сумму более чем39 млн. руб.

Анализ результатов работы службы по месту жительства, регистрации должников и местонахождению имущества показал, что по большому количеству исполнительных производствсудебными приставами осуществлялся выход более
2, 5 и даже 14 раз, при этом дальнейшего решения о розыске должника, его имущества либо решение об окончании ИП не принято.

В этой связи старшим судебным приставам в 2019 году необходимо организовать систематические проверки ИП, по которым осуществлено
более 2 выходов и при этом решение о розыске либо об окончании ИП не принято.

В 2018 годуколичество разыскных дел увеличилось в 2 раза, заведено
1 344 разыскных делa (АППГ — 459).

Прекращено по различным основаниям 451 разыскноедело, за розыском должников или их имущества - 408 разыскных дел.

Учитывая интенсивные выходы судебных приставов на участок, прогнозируется, что в 2019 году спрос на розыск должников и их имущества будет только расти.

В этой связи соответствующим отделам аппарата Управления необходимо подготовить план мероприятий, направленных на повышение эффективности разыскной деятельности Управления, где, в том числе, проработать вопрос об увеличения штата разыскников либо создание дополнительных отделов по розыску.

Кроме того, в 2019 году необходимо продолжить совместную работу с УМВД
в рамках нового совместного приказа Минюста и МВД.

Повысить результативность розыска могут современные технические средства.

Благодаря содействию Администрации Псковской области и губернатора
М.Ю. Ведерникова Управлению был предоставлен в пользование аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав». В автоматическом режиме судебный пристав может проверять все проезжающие либо припаркованныеавтомашины по базе данных службы, система выводит данные должника на экран монитора. С начала эксплуатации комплекса (с октября 2018 года) проверено 72 тыс. автомобилей, из них 1300 принадлежали должникам, 71 автомобиль арестован
и поставлен на специальную стоянку, сумма арестованного имуществасоставила
8 млн рублей.

Большая часть должников в первый месяц ареста оплатила задолженность на сумму более 1 млн 500 тыс. рублей (в основном задолженность за ЖКУ, налоги, кредиты). Остальные автомобили направлены на оценку и будут реализованы в счет погашения долга.

Эффективность работы с комплексом могла бы быть выше, если бы
в распоряжении Управления либо в распоряжении крупных взыскателей был эвакуатор, с помощью которого возможно в оперативном порядке осуществлять изъятие арестованных транспортных средств.

Данный вопрос совместно с администрацией Псковской области и крупными взыскателями необходимо проработать в 2019 году.

Значительное увеличение принятых в 2018 к должникам мер (в большей части за счет выходов в адрес должников) с одной стороны, существенно увеличило совокупный размер взысканных сумм долга по ИП,с другой, стали причиной высокой активности граждан по личному обращению в ОСП. На сегодняшний день число граждан, обращающихся к СПИ на личный прием, по-прежнему сохраняет тенденцию к росту. Причина одна: чем активнее судебный пристав принимает меры по ИП в целях его своевременного и правильного исполнения, тем больше к нам обращаются стороны ИП и иные заинтересованные лица.

Следовательно, назрела необходимость в качественно новой концепции организации приема граждан в отделах судебных приставов, которая позволила бы решить не только вышеобозначенные вопросы, но и создать гражданам определенный уровень комфорта в мобильном рассмотрении их вопросов.

Ключевой идеей данной концепции должно стать создание в крупных городах единой зоны приема, работающих на основе принципов, получивших широкое распространение в России многофункциональных центров.

Создание таких единых зон позволит: гражданам и сторонам ИП - в любой день, в удобное для них время обратиться к судебным приставам по всем вопросам службы и получить необходимую информацию или документы, ознакомиться
с делами, оплатить задолженность; судебным приставам - полноценно и в больших объемах принимать по ИП меры как в электронном виде, так и по месту жительства должников не отвлекаясь не на прием граждан не на звонки; без ограничения вызывать максимальное количество должников, на любой день, где их уже будут ждать подготовленные СПИ входящие в состав ГПИ по ИП; минимизировать коррупционные риски, поскольку вероятность приема одним и тем же СПИ будет очень низка, а каждый контакт будет регистрироваться и фиксироваться техническими средствами; повысить открытость и доступность службы при взаимодействии с гражданами;

В этой связи Управление по Псковской области выступает инициатором создания первой такой единой зоны приема граждан в ФССП России, на территории г. Пскова.

В настоящее время найдено помещение, которое можно адаптировать для приема граждан, подготавливается документация для реализации данного проекта.

 

Таким образом, сегодня можно утверждать, что в целом сформирована система обеспечения эффективного исполнения требований ИД. С помощью СМК сегодня есть возможность отрабатывать ИП в электронном виде практически
в режиме онлайн. Грамотно подготовленные логистка и графики выходов СПИ на участок позволяют обходить более 1 раза в месяц должников по каждому ИП.

Правильно организованный прием граждан позволяет эффективно
и качественно принимать граждан, в результате которого возможно обеспечить принятие к посетителям-должникам всех мер, предусмотренных законом,
и выстроить диалог со взыскателем.

Данная система работы должна не только минимизировать нарушения по ИП, на которые нам систематически указывает прокуратура, но и обеспечить своевременное и правильное исполнение ИП в установленные законом сроки.

ООИП в 2019 необходимо повысить ведомственный контроль за качественной отработкой ИП в электронном виде, в ходе приема граждан и по месту жительства должников и местонахождению их имущества.

 

Управлением в 2018 году осуществлялся систематический контроль
за исполнением социально значимых категорий исполнительных производств.

Традиционно особое внимание уделялось принудительному взысканию алиментов. Всего в 2018 году на исполнении находилось 7491 ИП о взыскании алиментных платежей. По результатам принятых мер на содержание детей перечислено более 53 млн. руб., более 2000 должников трудоустроились, 99 встали на учет в службу занятости.

Остаток ИП о взыскании алиментов сократился и составил 4609 ИП, что ниже остатка 10-летней давности.

Выходом в адрес должников по алиментам обеспечено каждое 1 ИП,
в результате почти 1 тыс. должников объявлены в розыск.

К административной ответственности за неуплату алиментов привлечено
464 алиментщика, 411 из них получили наказание в виде обязательных работ,
45 административный арест, 7 должника штраф.

В результате применения таких полномочий 176 должников
(43% привлеченных) трудоустроились и стали выплачивать деньги своим детям.

К уголовной ответственности привлечено 208 должников, из них
168 должников получили наказание в виде исправительных работ, 28 алиментщиков приговорены к условному лишению свободы; 11 должниковлишены свободы реально, 1 должник получил штраф.

Наряду с этим, согласно информационным письмам ФССП России и практики других регионов, одним из самых эффективных видов наказания для алиментщиков являются принудительные работы.

На территории Псковской области приговоров о привлечении алиментщиков
к принудительным работам не имеется. В этой связи уже в первом квартале 2019 года необходимо обсудить данную проблематику и выработать конкретные предложения по изменению ситуации.

Количество жалоб по вопросам взыскания алиментов сократилось на 56%.
Во многом этому способствовал контакт и выстроенный диалог
со взыскателями. Работа по данной категории исполнительных производств остается на контроле, тем более что 2018-2027 годы Президентом Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

Одним из важных направлений деятельности остается исполнение исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате.

В результате принятых мер в 2018 году доля ИП о взыскании задолженности по заработной плате, требования которых исполнены либо должники приступили
к выполнению своих обязательств, превысила 79%, взыскано
в принудительном порядке и перечислено жителям региона более 11 млн. рублей заработной платы.

В пользу организаций ЖКХ и ТЭК взыскано более 503 млн рублей сумма возросла на 34,5%. На постоянной основе с организациями-взыскателями проводятся совместные рейды.

В отчетном периоде удалось возместить 40 млн. руб., или на 67% больше относительно прошлого года, ущерба от преступлений.

Под контролем судебных приставов 846 должников отбыли обязательные работы. В основном должники привлекались в помощь жилищно-коммунальным хозяйствам, убирали улицы, подъезды, территории города или района.

Почти 16 млн. рублей взыскано с должников, которые привлечены
к ответственности за управленияТС в состоянии алкогольного опьянения.

 

Одной из приоритетных задач в рамках достижения цели «Обеспечение эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов
и должностных лиц» являлось соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел, подследственных ФССП России.

Органами дознания Управления в 2018 году рассмотрено 304 сообщений
о преступлениях. По результатам рассмотрения возбуждено 225 уголовных дел, из них: за незаконные действия с арестованным имуществом по ст. 312 УК РФ
3 уголовных дела, по факту злостного уклонения от исполнения судебного решения 8 уголовных дел. За неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей — 214.

Всего в производстве дознавателей Управления находилось 265 уголовных дел. Окончено расследованием 202 уголовных дела, из них 202 направлено в суд
с обвинительным актом.

Результативность производства дознания составила 98%.

Количество уголовных дел, расследованных в срок более 30 суток, увеличилось на 83%, с нарушением срока дознания в 2018 году окончено 44 дела.

Надзирающими прокурорами возвращено для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта более 6,4% от числа всех направленных прокурорам дел.

Анализ показал, что основными причинами нарушений сроков и качества дознания являются необходимость проведения судебно-психиатрических
и судебно-наркологических экспертиз, а также незначительный опыт дознавателей
и начальников органов дознания.

В этой связи необходимо внести предложение о рассмотрении
на координационном совещании правоохранительных органов при прокуроре области проблематику проведения экспертиз в рамках расследования уголовных дел.

Отделу организации дознания необходимо организовать индивидуальную стажировку дознавателей, имеющих незначительный опыт расследования уголовных дел.

Основными задачами на текущий год продолжают оставаться обеспечение законности при исполнении законодательства об уголовной судопроизводстве
и надлежащего процессуального контроля за результативностью, оперативностью
и качеством дознания, а также совершенствование деятельности по осуществлению полномочий административной юрисдикции.

 

Одной из основных функций, возложенных на службу, является обеспечение безопасности судей, участников судебных процессов и иных граждан, находящихся в суде.

В отчетном периоде судебными приставами по ОУПДС выполнено более
68 тыс. заявок на обеспечение безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, судебных приставов-исполнителей и должностных лиц службы.

За уклонения от явки в суды, к судебным приставам-исполнителям
и дознавателям доставлено более 1800 человек.

Важным условием поддержания общественного порядка в судах и на исполнительных действиях является осуществление полномочийадминистративной юрисдикции.

Судебными приставами по ОУПДС составлено 481 административный протокол: Из них: за нарушение правил поведения в судах - 71 правонарушение,
за воспрепятствование законной деятельности судебным приставам на исполнительных действиях - 177 правонарушений, за нарушение сроков и порядка доставки судебных извещений — 233 правонарушения.

Задержано и передано в соответствующие органы 84 лица, находящихся в розыске и скрывающихся от следствия, суда а также от судебных приставов.

При осуществлении пропускного режима в зданиях судов выявлено
1080 запрещенных к проносу предметов, представляющих угрозу для безопасности окружающих. Лица, имеющие при себе данные предметы, в здания судов не допущены.

Всего под охраной судебных приставов находится 53 здания судов.

Техническая оснащенность зданий федеральных судов общей юрисдикции и здания Арбитражного суда Псковской области работоспособными стационарными металлообнаружителями и системами видеонаблюдения составляет 100%.

Полностью измениласьситуация с обеспечением современными техническими средствами охраны судебных участков мировых судей. Благодаря администрации области, личному вмешательству губернатора ПО М.Ю Ведерникову удалось решить проблему обеспечения техническими средствами охраны зданий (помещений) судебных участков мировых судей.

В настоящее время во все судебные участки мировых судей Псковской области установлено 23 рамочных металлообнаружителя. До конца года планируется оснастить судебные участки мировых судей области системами видеонаблюдения.

В 2018 году выдворено по решению суда за пределы Российской Федерации 396 иностранных граждан и лиц без гражданства, что больше на 9% по сравнению
с 2017 годом.

Следует отметить, что стоимость выдворения одного такого гражданина обходится федеральному бюджету в среднем около 30 тыс. рублей. Благодаря проведенной работе с родственниками, представителями общин по вопросам приобретения проездных билетов удалось сэкономить более 8 млн. руб. бюджетных средств.

Для региона является актуальным вопрос об увеличении количества мест
в спецучреждении для содержания иностранных граждан, поскольку в 2018 году неоднократно возникали ситуации с переполненностью, что влекло дополнительные трудности в совместной работе.

Благодаря тесному взаимодействии Управления с Администрацией Псковской области, УМВД России по Псковской области и руководством «Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии МВД РФ» удалось разрешить данную проблему. На сегодняшний день в Центре произведен ремонт и количество мест для иностранных граждан увеличилось
до 163 (ранее 101 место).

В 2018 году сохранилась тенденция последних трёх лет по снижению количества обращений и жалоб граждан, поступающихкак в аппарат Управления, так и в контрольно-надзорные и судебные органы.Уменьшилось и количество заявителей, обращающихся на личный прием к руководству отделов и аппарата Управления.

В то же время в 2018 году имелось нескольких взыскателей, которые, злоупотребляя правом, в массовом порядке предъявляют шаблонные жалобы
в порядке подчиненности. Их доля в общем количестве жалоб составляет
78%, к таким взыскателям относятся ОТП Банк, Траст Банк, Первое коллекторское бюро. В этой связи в 2019 году необходимо провести рабочие встречи с данными взыскателями, где определить порядок взаимодействия по вопросам получения информации, показать им возможности личного кабинета стороны исполнительного производства.

 

С переходом на электронный документооборот по-новому организована система контроля за исполнением документов и поручений. На базе АИС ФССП России была внедрена единая система контроля, создан актуальный реестр действующих документов, организована работа в «Личном кабинете» АИС. Поэтому, несмотря на рост документов и поручений в аппарате Управления на 37%, отмечается положительная динамика по состоянию исполнительской дисциплины.

В новом формате стали проводиться проверки ОСП, для этого существенно был переработан формуляр проверок и изменён порядок их проведения. Теперь ОСП предварительно проверяется по АИС.

Постоянно осуществляется систематический контроль за ведением ведомственной статистической отчетности, осуществляется ежемесячная сверка данных ВСО и базы данных АИС ФССП России.

 

Решение сложных задач, стоящих перед Управлением и Службой в целом, невозможно без профессиональных, подготовленных кадров.

В течение последних трех лет наблюдается устойчивая тенденция
к сокращению текучести кадров — с 25,9% в 2016 г. до 17,3% в 2018 г.

Приоритетной задачей кадровой работы является: укомплектование имеющихся вакантных должностей, формирование кадрового резерва а также повышения уровня профессиональной подготовки личного состава.

 

В 2018 году особое внимание уделялось вопросам профилактики коррупционных нарушений. Так, в отчетном периоде на систематической основе проводились занятия и разъяснительная работа по вопросам профилактики коррупции. Проведено 4 комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

Несмотря на принимаемые меры, в соответствии с Указом Президента РФ №1065, по результатам анализа справок по «декларативной компании» было назначено 38 проверок. 14 государственных служащих привлечено к юридической ответственности, 1 уволен в связи с утратой доверия.

В ходе мероприятий по выявлению и пресечению преступлений направлено
12 материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, по результатам возбуждено 4 уголовных дела.

 

Активная работа проводилась по освещению деятельности Управления
в средствах массовой информации.

В федеральных и региональных средствах массовой информации вышло более 3,3 тыс. материалов о деятельности Управления. Количество публикаций в печатных изданиях увеличилось на 72%. Это способствовало формированию благоприятного имиджа, повышению правовой грамотности населения и разъяснению действующего законодательства.

 

Главными целями Управления на 2019 год являются:

повышение эффективности окончания исполнительных производств фактическим исполнением и снижение остатка неоконченных исполнительных производств;

принятие комплекса мер по преодолению неоднозначной позиции и выработке единого подхода к квалификации преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ;

повышение эффективности применения мер уголовного правового воздействия к должникам по алиментным обязательствам;

обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности;

не допущение возникновения чрезвычайных ситуаций в зданиях судов, и при проведении исполнительных действий;

выявление и пресечение административных правонарушений;

максимальное сокращение количества жалоб и обращений граждан по вопросам исполнения требований исполнительных документов.

 

Время создания/изменения документа: 18 марта 2019 17:48 / 18 марта 2019 17:51

Версия для печати